Блог

время чтения 7 мин.

Что такое франшиза?

Индивидуальные предприниматели без опыта часто опасаются открывать бизнес в одиночку, поэтому используют франчайзинг. Когда в роли партнера выступает известная компания, готовая делиться своими наработками в продажах, производстве, менеджменте и бухгалтерии, риск провалиться для новичка минимален. Они заключают договор о сотрудничестве, в котором прописывают условия франшизы, то есть принципиальные аспекты ведения бизнеса в соответствии с требованиями франчайзинговой системы.

Основные понятия франчайзинга

Франчайзинг предполагает такую форму бизнес-отношений, в которой одна сторона передает другой стороне права на бренд, технологии, бизнес-модель и/или другие интеллектуальные ценности за определенное вознаграждение.

Франчайзер — чаще всего крупное предприятие, владеющее раскрученным товарным знаком или эксклюзивными технологиями, заинтересованное в расширении бизнеса за счет партнерской сети. Он получает отчисления за использование собственных наработок, тиражируя схему бизнес-процессов и бухгалтерии. Часто обучает своих франчайзи, снабжает рекламными и другими информационными материалами, а потом устанавливает целевые показатели и контролирует их деятельность.

Франчайзи — юридическое или физическое лицо (часто индивидуальный предприниматель), готовое заплатить за набор готовых бизнес-инструментов и быстро интегрировать их в собственный бизнес. Он выплачивает взносы франчайзеру и самостоятельно несет затраты на запуск и развитие бизнеса. Иногда взносов может не быть, в таком случае их заменяют обязательные закупки товаров или услуг у франчайзера.

По системе франчайзинга могут передаваться права на:

  • товарный знак или коммерческое обозначение;
  • продукцию;
  • услуги;
  • процессы производства, технологии;
  • бизнес-процессы (приемы управления, маркетинга, продаж, бухгалтерии);
  • сразу все перечисленные выше объекты.

Цель же любого франчайзера — расширение географии присутствия бренда за счет новых точек продаж, открытых привлеченными в сеть индивидуальными предпринимателями. Она помогает компаниям стремительно наращивать долю на рынке и обходить конкурентов, не работающих по франшизе, практически без затрат. Даже, скорее, с прибылью.

Исключительные особенности франшизы делают ее эффективным инструментом и для другой стороны — например, для предприятий, зарегистрированных как ИП. Она с самого начала обеспечивает им стабильный поток клиентов без вложениями в рекламу и маркетинговое продвижение. Посмотрим, какие еще преимущества обеспечивает франчайзинг для малого бизнеса.

Какие бывают франшизы?

Франчайзинговое соглашение даже одной компании может предлагаться в нескольких вариантах. В зависимости от пожеланий франчайзи и его финансовых возможностей можно выбрать соглашение с жесткими условиями контроля деятельности. А можно ограничиться лишь передачей права на работу под вывеской раскрученного бренда, без мониторинга экономических показателей.

В теории франчайзинга выделяют следующие виды франшиз.

Стандартная — самая распространенная и популярная франшиза среди начинающих индивидуальных предпринимателей. Ее выбирают ИП, которые хотят выйти на рынок, но не знают, с чего начать. Под полным надзором франчайзера они запускают бизнес, но должны вести его в соответствии со стандартами центрального офиса. Стандарты распространяются на все: начиная с ассортимента продукции, сырья, оборудования и заканчивая тактикой и стратегией развития.

С замещением — франшиза, подходящая владельцам бизнеса, которым нужно укрепить свои позиции на рынке или переориентировать убыточное дело на заведомо прибыльный сегмент. Обычно на таких предприятиях уже налажена бухгалтерия и настроена работа с поставщиками, иногда также определен продуктовый ряд. От франчайзера ждут независимого аудита с последующей передачей прав на уникальные технологии и работающие бизнес-процессы.

Предприятие под ключ — самый выгодный с точки зрения будущей прибыли, но и самый дорогой вид франшизы. Франчайзер открывает представительство в интересном ему регионе, продает или передает его в аренду франчайзи за приличные роялти. Зато франчайзи получает готовый бизнес с настроенным производством, набранным персоналом и всей разрешительной документацией.

Золотая, или мастер-франшиза — с ней франчайзи превращается в полноценного франчайзера и получает эксклюзивное право развивать франчайзинговую сеть на определенной территории. Он становится связующим звеном между головной компанией и местными предпринимателями, помогая первой осваивать новые рынки, а вторым интегрировать бренд в локальный бизнес.

Как видите, вариантов соглашений франчайзинга множество. Поэтому такой тип сотрудничество подходит не только новичкам, но и опытным бизнесменам, мечтающим о расширении деятельности. Если в планах выход на зарубежные рынки, покупка международной франшизы — самое правильное решение для нового старта бизнеса.

Выгоды франшизы

По большому счету, франчайзинг подразумевает аренду проверенной временем бизнес-модели. Индивидуальный предприниматель на начальном этапе получает сразу множество преимуществ.

  • Известная торговая марка. Люди доверяют наименованиям на слуху, а значит, интерес со стороны клиентов вам обеспечен. Смело убираем из сметы затраты на раскрутку имени.

  • Планируемая окупаемость. Бизнес есть бизнес, поэтому никто не сможет точно указать и гарантировать сроки окупаемости. Бизнес-план франчайзера содержит приблизительные цифры, основанные на опыте большинства франчайзи. Убираем затраты на самостоятельное планирование.

  • Поддержка и обучение. Благодаря квалифицированному контролю со стороны франчайзера новичок научится квалифицированно управлять бизнесом. Убираем затраты на саморазвитие.

  • Экономия на закупках. Войдя в сеть крупной компании, начинающий ИП получит право на корпоративные скидки от поставщиков сырья и оборудования, товаров и услуг. Убираем затраты на переплату по заказам.

  • Доступные кредиты. Банки охотнее кредитуют франчайзи раскрученных компаний, чем независимые предприятия, благодаря пониженному риску их банкротства. Иногда франчайзер, заинтересованный в рынке, может выступить гарантом и заключить с банком договор о предоставлении выгодных кредитов на развитие франшиз своих партнеров. Но это распространено в западной практике. У нас же ставка по кредиту может быть снижена, если у предпринимателя был успешный опыт работы по франшизе.

Самое главное, что выгодно во франшизе, — это возможность получить знания и экспертизу, на которые иначе ушли бы годы. Правда, индивидуальному предпринимателю придется повременить с креативностью и личной инициативой. Франчайзинг подразумевает тотальное подчинение указаниям головной компании.

Сколько стоит франшиза?

К издержкам франчайзинга можно отнести плату за право использовать чужой товарный знак. Договор франшизы предполагает ежемесячные платежи. Если вы когда-нибудь снимали жилье, то уже имеете примерное представление о том, что такое роялти во франшизе. Но в отличие от фиксированной платы за квартиру, роялти чаще всего рассчитываются в процентах от оборота или выручки франчайзи (обычно от 2 до 8%). Реже их сумма фиксирована. Еще реже их заменяют обязательством закупать у франчайзера товары/сырье в определенных объемах.

Однако бухгалтерия затрат во франчайзинге не ограничивается роялти. На старте франчайзи выплачивает единовременный паушальный взнос. Это разовая фиксированная выплата за франшизу, обычно в размере 9-11% от стартовых затрат. Эти деньги идут в общий фонд, из которого покрываются затраты на администрирование и координирование сети франшиз. Взамен франчайзи получает набор документации:

  • бизнес-схему — описание технологий организации и ведения дел;
  • брендбук — рекомендации по использованию элементов фирменного стиля;
  • методики продаж, обучения, бухгалтерии, учета;
  • инструкции и технологические схемы, ноу-хау.

Вообще, количество и объем платежей каждый франчайзер устанавливает самостоятельно. Например, он может установить платежи в рекламный фонд, а за это обеспечивать франчайзи рекламными материалами, централизованно запускать кампании или компенсировать часть затрат на продвижение.

Кроме того, наличие франчайзинговых платежей зависит от типа франшизы и обязательств по ней. К примеру, обладатель мастерской лицензии, который развивает региональную франчайзинговую сеть, обычно не платит роялти, зато его паушальный взнос значительно больше, чем при стандартной франшизе.

Тем не менее вложения в бизнес по франчайзинговое схеме значительно меньше тех, которые пришлось бы сделать при открытии дела с нуля. Прежде всего, вам не придется разрабатывать бренд и тратиться на его визуализацию и раскрутку, что сегодня достаточно дорого. А если вам удастся убедить франчайзера в том, что вы способны принести ему большую прибыль, он может вообще отказаться от взносов и выступить полноценным инвестором.

Как открыть франшизу?

На практике индивидуальные предприниматели открывают франшизу в тех отраслях, в которых хорошо разбираются. Например, бывшие офисные бухгалтеры любят открывать франчайзинговые бухгалтерские фирмы. Безусловно, важно разбираться в теме, но еще важнее перед тем, как открыть франшизу, найти помещение и тщательно оценить потенциальный спрос: провести анализ рынка и конкурентной среды.

Мировой опыт франчайзеров показывает, что самые перспективные франшизы встречаются на рынке общепита, в розничной торговле и в сфере услуг. В последние годы усилился тренд франчайзинга в областях образования и спорта, а также в сфере недвижимости. Когда направление деятельности определено и ясны потенциальные риски, самое время приступать к поиску оптимального франчайзингового предложения.

Актуальные франшизы собраны на специальных интернет-ресурсах, таких как Бибосс, Франшиза.ру и Франшиза.инфо, в также на сайте Российской ассоциации франчайзинга. Кроме того, они бывают представлены на специализированных выставках типа BUYBRAND. После того, как франшиза выбрана, ее стоит проверить.

  1. Узнайте о наличии судебных споров у франчайзера и с чем они связаны. Это можно сделать по информационным базам судов.

  2. Узнав у франчайзера номер франшизы, проверьте по базам Федерального института промышленной собственности (ФИПС), на кого она зарегистрирована.

  3. Попросите у компании прислать историю запуска франшиз в своем регионе за несколько последних лет. Если статистика открытий положительная, волноваться не о чем.

  4. Не подписывайте договор, тщательно не изучив все его пункты. Что-то не устраивает, внесите правки и/или попросите добавить свои условия.

  5. Еще лучше обратиться к юристу, который поможет разобраться во всех нюансах: проверит эксклюзивность прав, риски повышения платежей, последствия расторжения договора, если что-то пойдет не так.

  6. Большой паушальный взнос и короткий срок договора должны насторожить. Возможно, франчайзер не настроен на сотрудничество, а просто собирает взносы.

  7. А вот наличие в компании отдела по работе с франчайзи или отдельного аккаунт-менеджера свидетельствует о том, что франчайзер настроен развивать сеть и оказывать поддержку своим франчайзи.

Если для вас франшиза как бизнес с нуля, то, скорее всего, крупный франчайзер будет вести переговоры с вами через франчайзинговое агентство, особенно если речь идет о международной компании с центральным офисом в другой стране. В таких случаях это обычная практика, исключение делается только для покупателей мастерских лицензий, которые хотят развивать аналогичную сеть в своем регионе. Агентство тоже сможет помочь с предварительной бухгалтерией: точнее рассчитать объем инвестиций и сроки окупаемости вашего проекта.

Что такое договор концессии?

В российском законодательстве нет понятия франшизы, вместо него существует термин «коммерческая концессия». На сайте ФИПС можно проверить, имеет ли компания, предлагающая франшизу, право заключать договоры такого типа. В договоре концессии обычно прописывают суммы и порядок выплат правообладателю, санкции за нарушения обязательств, сроки действия контракта.

Коммерческой концессии целиком посвящена глава 54 Гражданского Кодекса РФ. В статье 1027, также о концессии, говорится о том, что к ней применяются все правила о лицензионном договоре. В документе можно прописать любые ограничения, вплоть до одобренных поставщиков. Но одно условие в договор концессии должно быть добавлено обязательно. Речь идет о передаче права на использование товарного знака. Без этого пункта договор невозможно зарегистрировать в Роспатенте и, следовательно, считать действительным.

Выводы

  • Франчайзинг — отличный вариант для ИП начать свое дело с минимальными затратами.

  • Для работы по франшизе требуется внести паушальный взнос и выплачивать роялти и другие дополнительные платежи все время действия контракта.

  • Выбирая франшизу, внимательно взвесьте все за и против. Узнайте , в каком состоянии находится франчайзинговая сеть, пообщайтесь с действующими франчайзи и с теми, кто закрылся.

  • Определяясь с вариантом франшизы, учитывайте не только финансовые возможности своей бухгалтерии, но и предпринимательский опыт. Если он небольшой или отсутствует, можно выбрать франшизу с жестким контролем. Если наоборот, добивайтесь наибольшей свободы действий.

  • Разные франшизы предполагают различный уровень вложений и вмешательства в рабочий процесс со стороны головной компании. Прежде чем заключать контракт, здраво оцените свои возможности, изучите нюансы сотрудничества и сопоставьте их с ближайшими и отдаленными планами.

  • Отсутствие самостоятельности в принятии решений – неизбежная издержка любой франшизы. Будьте готовы отложить реализацию своих идей и строго следовать рекомендациям франчайзера. Зато появится шанс набраться опыта для самостоятельного плавания!

Баннер
Рассказать друзьям