Один из самых обсуждаемых законопроектов на телеком-рынке — «пакет Яровой», как называют его в СМИ, — 1 октября стал обязательным для интернет-операторов. С этого дня у них появилась обязанность в течение 30 дней хранить весь трафик пользователей, включая изображения, документы, аудио- и видеофайлы. Как выполняются эти требования, ждать ли подорожания мобильной связи и что будет с персональными данными — разбираемся.
В мае 2018 года в Европе начал действовать новый регламент о защите персональных данных, который усилил меры за соблюдением прав в этой сфере. А в России почти в это же время вступила в силу очередная партия антитеррористических поправок к законам «О связи» и «Об информации...», обязывающая операторов хранить личные данные пользователей и предоставлять их по требованию спецслужб. Предполагается, что такие меры помогут бороться с террористической угрозой. Чтоб так оно и было!
А пока же на деле получается, что любой абонент или интернет-пользователь, а это каждый из нас с вами, приравнивается к потенциальному преступнику. Слушать же теперь могут всех — здравствуй, презумпция вины! Если раньше карались преступные поступки, то теперь преследуются подозрительные высказывания и даже помыслы. К слову, за рубежом тоже действуют похожие требования по хранению трафика, за одним исключением: они применяются в отношении отдельных лиц, которые уже были замешаны или заподозрены в действиях, угрожающих национальной безопасности. Причем разрешение на прослушивание разговоров выдают только спецслужбы.
Напомним, что поправки, предложенные депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, были приняты летом 2016 года. По форме — это два федеральных закона, а по сути дополнения к законам и Уголовному кодексу. Часть из поправок обязала операторов связи с 1 июля 2018 года хранить звонки и сообщения пользователей в течение полугода, а информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков — до трех лет. С 1 октября требования по хранению данных в полном объеме также коснулись операторов связи, предоставляющих телематические услуги, то есть интернет-провайдеров и интернет-сервисов. Правда, срок хранения для содержимого «более тяжелого» интернет-трафика сокращен до 30 суток, для информации о фактах передачи интернет-данных — до одного года. Следующие 5 лет операторы связи должны увеличивать емкость технических средств, а значит, и объем хранения на 15 %. При этом если они используют шифрование, то обязаны предоставлять спецслужбам ключи для декодирования трафика. За отказ предусмотрен штраф от 800 тысяч до миллиона рублей.
С самого начала поправки вызывали много споров и обсуждений. Многие операторы связи не успели подготовиться. Поступали предложения отложить вступление поправок в силу до 2023 года. В результате было принято решение вводить меры поэтапно.
До сих пор в воздухе висит вопрос, какое оборудование должно использоваться для анализа и сбора данных, где хранить собранную информацию и, главное, кто будет за все это платить.
Все сроки по реализации «пакета Яровой» отсчитываются от даты ввода технические средства для хранения информации в эксплуатацию. Пока лишь известно, что каждый оператор заключил с госорганами индивидуальное соглашение по исполнению закона, в котором, вероятно, определил примерную дату перехода к хранению данных.
Эксперты считают, что хранить громадный объем данных, которого требуют поправки, попросту негде — не только в России, но и в мире. Но и это не главное. Еще сложнее, чем организовать безопасное хранение на серверах, — собирать информацию, систематизировать и обеспечивать быстрый доступ к ней компетентных органов. Вероятнее всего, требовать выполнения законов будут не ранее, чем на рынок поступит сертифицированное оборудование достаточной мощности. Пока оно только тестируется, о чем сообщают Мегафон и МТС.
Федеральная служба безопасности предложила использовать для сбора данных системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Сейчас они представляют собой оборудование для прослушивания телефонных разговоров (СОРМ-1) и отслеживания посещений интернет-сайтов (СОРМ-2). С 2014 по требованию ФСБ операторы связи хранят в СОРМ разговоры и трафик пользователей за 12 часов, а также информацию о фактах коммуникаций за 6 месяцев. Но чтобы использовать это оборудование для исполнения «пакета Яровой», его надо модернизировать под больший объем трафика и увеличить выпуск. Это означает, что на рынке ПО для обеспечения безопасности появятся новые игроки.
Операторы «большой четверки» (МТС, Мегафон, Билайн и Tele2) оценили общие затраты отрасли на инфраструктуру в 2,2 трлн рублей. ФСБ и Минкомсвязь в апреле 2017 года заявили о цифре в 4,5 трлн рублей. Российский союз предпринимателей и промышленников (РСПП) говорил о 17,4 трлн рублях. Он же предложил переложить эти затраты на потребителей: либо за счет увеличения стоимости тарифов, либо в виде отдельного целевого платежа. По приблизительным подсчетам РСПП, реализация закона приведет к подорожанию услуг мобильной связи на 180 %, проводного интернета — на 1257 %. Позже крупные операторы заявили, что намерены потратить несколько десятков миллиардов рублей и продолжат искать способы оптимизации расходов на оборудование и серверы для хранения данных.
Летом 2018 года некоторые интернет-провайдеры, например «Телекомпас» (бренд «Комфортел») и «ЭР-Телеком Холдинг» (провайдер «Дом.ru») уже повысили тарифы в среднем на 8-10 %, объяснив эту меру затратами на приобретение необходимого оборудования. Скорее всего, в ближайшее время нас ожидает массовый уход с рынка средних и мелких операторов связи, так как им будет сложно окупить затраты на инфраструктуру, а также постепенный рост цен на услуги связи. В общем, возвращаемся к общению тет-а-тет!